Создать бесплатный сайт с uCoz
Главная » Публикации

Между тьмой и светом

Между тьмой и светом

(рецензия на фильм «Я учитель» Сергея Мокрицкого)

Великая Отечественная война не оставляет никого равнодушным. Как разбудить свои нравственные принципы и сохранить человеческое достоинство, если страх смерти словно ходит за тобой по пятам?

Занавес еще опущен. Фильм начинается с документальной съёмки, которая без таинств, развязанными руками и глазами показывает весь ужас войны: окровавленные тела, жестокие перестрелки. Сопровождает эти кадры песня-плач. Из её текста можно выловить слова: матушка, Родина. Исполнитель оплакивает Россию в трауре.

Занавес открыт. На сцене появляется украинский хутор, который захватили немцы. С наступлением войны жизнь всех жителей перевернулась с ног на голову. Художник-постановщик (Павел Пархоменко) показывает разрушенные здания, чтобы отобразить большие потери при бомбежке и захвате деревни. В школьных классах облезлая штукатурка, трещины на стенах, старые, потертые парты, за которыми детям приходится сидеть. Делать здесь ремонт точно никто не будет: фашистам это не нужно. Другое дело - кабинет коменданта.

Это самое ухоженное место в деревне: на полочках аккуратно разложены вещи, а на самом видном месте красуется портрет фашистского руководителя.

Страх стоит в центре фильма. Он читается в глазах героев, изображается в их действиях. Оператор (Сергей Мокрицкий) использует не только общий план, но и передний, чтобы приблизить зрителя к эмоциям героев. Эпизоды, где Павла захватывает страх смерти, пронизывают всю картину. И он такой не один. Художник по костюмам (Анна Чистова) предложила актерам одежду удобную, но невзрачную и непримечательную. Иногда одежда выполнена даже из одной и той же одноцветной ткани. Нет никаких броских деталей. Только Анна добавляет к своему чёрному платью белый кружевной воротничок с целью понравиться коменданту при устройстве к нему на работу.

Присутствуют элементы замедленной съёмки: разум героя словно в тумане, старается медленно, но верно переварить всё увиденное. Также присутствует элемент документальной съёмки, в которой рассказывают о «прелестях жизни» в немецком лагере. Если похожие кадры в начале фильма сдергивали пелену с глаз зрителя, то здесь, наоборот, подробности остаются в закулисье.

Немало важную роль сыграло цветовое насыщение, за которое тоже отвечает оператор. В фильме почти нет ярких, насыщенных сцен. Даже в светлое время суток преобладает тусклость. В эпизоде, где Паша (Александр Ковтунец) бросает солдата в тёмной и холодной комнате, переживая лишь за свою жизнь, преобладает мрачная цветовая палитра. Лица героев почти не видны: только ясные глаза, напуганные от смерти.

Инстинкт самосохранения - самый главный и важный в человеческой душе. Сначала Павел Андреевич просит парашютиста убить коменданта, так как он - причина бед учителя. Но за долю секунды до выстрела он осознает, что после этого действия и его смерть близка, поэтому он предотвращает попытку убить двух зайцев разом.

Боится смерти и агитатор Рыков (Андрей Смоляков). Он чувствует её на физическом уровне, всячески старается убежать от неё, прислуживая фашистам. Его лицо чаще всего напряжено, словно сердце предчувствует опасность.

Не боится 13-летний ребёнок Ваня (Сергей Походаев). Он устраивает пожар в кабинете коменданта, после которого оказывается завербован агитатором Рыковым, который сказал ему, что умирать нужно за идею.

Учитель находится в эпицентре событий. Он между тьмой, страхом смерти, и светом, желанием помочь Родине. Образ Павла проходит поэтапную эволюцию: собирается из осколков разбитого войной стекла. Очень важно разбудить нравственные принципы, которые родители закладывают нам с детства. Учителю приходит видение, в котором, может быть, облик совести или маленький он запускает белого голубя - символа свободы в небо. Это один из немногих моментов в фильме, когда цветовая насыщенность занимают главную роль: небо чистое, ярко-голубое, а колышущаяся рожь золотого цвета. Музыка (Павел Акимкин) тихая и спокойная, идёт в сопровождении с пением птиц.

Этот бодрящий свет пробуждает нравственные принципы учителя. В его жизни появляется Библия, он молится за парашютиста, берет ответственность за сына своей любимой женщины после того, как её угоняют в Германию. Его совесть берет верх и со всей решимостью он нажимает на курок и героически убивает агитатора Рыкова. Нравственные принципы побеждают.

Фильм говорит о том, что Учитель - это не только тот, кто учит. Учитель - это человек, который на своём примере воспитывает людей, закладывает нравственные качества, без которых невозможно становление человека.

Екатерина Карканица

Фото из открытых источников

<<Назад

Категория: Ученье - свет | Добавил: tanasoglo02 (14.02.2024)
Просмотров: 48 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
1 jullsdordina • 07:49, 16.02.2024
Смотрела этот фильм, очень берет за душу. На протяжении всего просмотра не могла поверить, что менее ста лет назад на нашей земле происходило что-то подобное.
Екатерина большая молодец, рецензию читать одно удовольствие!
avatar
Форма входа
Полезные ссылки
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0